Фонд "Искусство в науке"

«Лаборатория перформанса Елены Ковылиной»

на базе ОВЗ Москвы Ходынка и фонда Искусство в Науке

Перформативные практики на сегодняшний момент имеют шанс перерасти в нечто большее, чем артефакты в пределах художественной карьеры, они могут являться методами инновационного проживания длинных временных отрезков, заявлять себя в качестве процессов трансформации жизни, и благодаря осознанности момента - здесь и сейчас - менять не только общественный статус искусства, но и сущность человека.

 

Уникальность Лаборатории перформанса состоит в том, что этот проект не просто авторский и исходит от известного практикующего художника, использующего свой обширный опыт современного искусства на интернациональной профессиональной сцене, но также в том, что в нем принимает участие президент Фонда Искусство в науке, ученый и изобретатель Инна Яковлева, автор разработок в области разумных гаджетов. Таким образом, лаборатория становится не просто образовательным проектом, но территорией научного эксперимента и исследований в сфере развития творческих способностей. Лаборатория сводит воедино различные актуальные практики и технологии, подчиняя их единому вектору – формированию нового человека.

 

К каждому участнику обращен индивидуальный подход: проекты и процессы обсуждаются с момента их возникновения в качестве идеи и продюсируются в полном цикле, достигая публичного обозрения.

 

Мы стремимся не просто обучить формальным приемам постмодернизма и показать, как “изготовить” типовой проект по готовому шаблону. Многие рассматриваемые приемы были сформированы как методы - в дадаизме, футуризме, флюксусе, партиципаторных практиках, - для нас же важен также  сам процесс формирования актуальной художественной позиции и эффективность ее применения в жизни. Мы уделяем внимание развитию личностных качеств участников воркшопа.

Мы обнаружили в перформансе как форме актуального художественного  высказывания особый ресурс для развития личных качеств, способствующих раскрытию творческого потенциала человека. Такой подход допускает участие в образовательном проекте не только художников, но и представителей абсолютно любых профессий.  В этом моменте искусство имеет логические предпосылки стать как бы новой наукой. Именно об этом качестве искусства перформанса гласит знаменитая фраза Йозефа Бойса: каждый человек - художник.
Итак, лаборатория перформанса может быть интересна как учителю физики, так и владельцу собственного бизнеса, как студенту, так и пенсионерке.

Перформанс имеет ценность как тренажер моделей и состояний, способных реализоваться в виде поведенческих программ[ББ1]  и успешных социальных практик.

Занятия перформансом развивают такие качества как креативность, артистизм, реакция и спонтанность в принятии правильного решения, умение слышать себя и свою интуицию, чувствовать свое тело и осознавать себя в моменте, навык постоянной рефлексии в создании нового и т.д.

Именно развитие способности создавать новое, требует серьезной работы над собой. Готовых рецептов здесь нет, поскольку «механика» творческого процесса до сих пор не изучена до конца. Однако можно создавать условия, при которых таковые способности проявятся обязательно.

Для начала следует отказаться от рационалистического взгляда на вещи и постараться в каждой ситуации использовать свое воображение. Новое, творческое решение приходит к человеку только тогда, когда стандартный подход не дает результатов. И если намеренно поставить себя в безвыходную ситуацию, инсайт практически гарантирован. Перформанс сегодня, как и модный среди подростков паркур, – именно такая квазиигровая среда, провоцирующая развитие нестандартных инновативных социальных и личных активностей – в равной мере у участников процесса, так и у зрителей, а следовательно, и у общества в целом.

Помимо прочего перформанс - это универсальное транспортное средство актуального смысла. Коммуникативность перформанса неоспорима; перформативные стратегии были широко использованы в политической коньюнктуре  – начиная от французской молодежной революции 1968 года до «цветных» движений начала этого века - по всему миру.

Емкий образ перформанса мгновенно привлекает внимание общественности и доносит идеологический посыл до самой широкой аудитории в короткие сроки. Этот ресурс необходимо освоить и осознанно использовать как для эволюционных общественных, так и индивидуальных программ развития.


Помимо навыков создания актуального произведения искусства, профессиональной карьеры, умения писать теоретические тексты, сопровождающие концептуальные перфомансы; снимать и монтировать документацию перформанса, в школе будет уделено внимание развитию т.н. ресурсных состояний. В противовес одной из популярных теорий арт-терапии, провозглашающей необходимость удовлетворения архетипа трикстера (т.н. теневая личность) - через осуществление «запретного» действия, мы будем освобождаться от негативных блоков через инновационные методики создания художественного произведения, преображающее личность и пространство вокруг, без насилия и агрессии. Красивый перформанс звучит как нонсенс, но мы попытаемся создать именно таковой, минуя территории классического балета, танца, моды, театра и т.п.
 

КУРС СОСТОИТ ИЗ ДВУХ МОДУЛЕЙ – Лаборатории на Ходынке и выездного десятидневного ретрита на природе.

Открытый урок 6 февраля.

Начало курса 17 февраля.

10 занятий по понедельникам: с 19 до 22 часов.

1 по 10 мая на природе – десять полных дней (отдельный курс по желанию).

25 мая – выпускной.

Во время выездной лаборатории участники попадают на природу, голодают под наблюдением специалиста, проводят специальные упражнения по развитию творческих способностей, слушают лекции и делают перформансы.

Дистанционное сопровождение в течение всей программы обучения, коуч, консультации, продвижение работ студентов в профессиональной среде   входят в пакет предоставляемых образовательных услуг.

 

 

 

Елена Ковылина занимается перформансом с середины 90-х годов.
При этом начала обучаться перформансу  не в России, где закончила МХУ памяти 1905 года и МГХИ им. Сурикова по классу живописи, а в Цюрихе, где училась в частной школе современного искусства. Позже она получила диплом о высшем художественном образовании в Университете Искусств в Берлине у классика немецкого искусства профессора Ребекки Хорн. Но сколько бы она ни путешествовала или подолгу ни работала за границей, для нее всегда было важно активное присутствие в России, непосредственное участие в процессах, которые происходили на отечественной художественной сцене.

Выпускники Елены Ковылиной – десятки  студентов.
Среди наиболее ярких выпускников, связавших свою дальнейшую деятельность с современным искусством такие авторы как Настя Белова, Анна Семенова, Анна Третьякова, Вера Попадополу, Елена Горбачева, Жанна Булгакова и др.

Ковылина выступила куратором более 20 программ перформанса на лучших площадках России, среди которых ММСИ, ММОМА, Музей Москвы, ЦК Гараж, ВМДПИ, АРТплей, ГЦСИ,  фестивали «Открытые улицы», «День Города», биеннале «Стой, кто идет!» и «Манифеста 10».
Она в буквальном смысле способствовала появлению новых имен на российской художественной сцене. По словам выпускницы курса Анны Семеновой, сейчас продолжающей своё обучение перформансу в Гамбургском университете, именно благодаря школе она решила сконцентрироваться на этом жанре как основном виде своего творчества. В искусство перформанса полностью погрузилась и Настя Белова, Анна Третьякова, Ольга Красутская и другие.

Школу в качестве приглашенных преподавателей посетили многие известные художники и кураторы – Анатолий Осмоловский, Боряна Росса, Елена Яичникова, Давид Эллиот и др.

образовательные проекты